Rambler's Top100
Главная ОбоМне Заметки Гостевая Zint@yandex.ru

Чувство Юмора

Введение: Юмор и радость. Формула смеха. Смысл смеха и почему люди смеются, когда сходят с ума.

Юмор и Радость

В нашей психологии многие чувства имеют близкие корни, и в этом случае их структуры возбуждения сложным образом переплетены друг с другом. Таковы на мой взгляд и два таких чувства, как юмор и радость. Ведь чувство юмора в большинстве случаев возбуждает и чувство радости. Часто, но не всегда. Например, вы можете понимать, что сами смешны и комичны, но при этом это не вызовет у вас ни капли радости, особенно если эту вашу комичность видят ваши враги.

Нет, радость и смех похожи, но не идентичны. Просто в определенный момент чувство юмора подсказывает вам, что что-то является смешным. Оно играет в человеке скорее информативную роль, чем мотивирующую и побуждающую. А вот эта информация, в зависимости от обстоятельств, приносит или радость, или боль. Понимание ее может развеселить нас, а может и наоборот - расстроить и вызывать в нас чувство унижения.

Формула Смеха

Унижение в юморе имеет ключевую роль. Вспомните выражение, что от великого до смешного - один шаг. И это правда, потому что человеку смешно именно тогда, когда он начинает видеть, что нечто большое и грозное, чего он привык опасаться, и с чем вынужден был нехотя считаться, оказывается в итоге каким-то мелким, глупым и совсем не таким опасным, как ему оказалось - оно оказывается униженным в его глазах. Не даром есть очень емкое слово "высмеять", которое по смыслу близко к слову унизить. Практически, "высмеять" - означает зло унизить и получить радость от процесса унижения. Унижение - вот смысл юмора.

Следуя это логике легко увидеть, что и степень юмористичности любой ситуации зависит по сути от трех вещей:

  1. Первоначальная значительность той вещи, значение которой вы опускаете
  2. Уровень, до которого вы ее опускаете
  3. Скорость и внезапность этого опускания

Можно даже легко составить простую и четкую "формулу смеха", только вот ее параметры, как например, уровень "значительности" - будут очень размыты, поэтому это не имеет особого смысла.

Унижение

Вы, наверное, скажите, что да - все это объясняет злой смех, но ведь есть еще и добрый смех. Как же с ним? Неужели весь смех это унижение, унижение и унижение? Да, представьте, это так.

Да, можно смеяться над игрой маленького котенка или над поступком своего малыша, и конечно же, при этом не чувствовать никакой опасности исходящей от него. Смеяться без желания сделать им вред. Злой смех или добрый - зависит от того, как вы унижают и кого. Но в любом случае смеясь, вы неминуемо забираете от него часть его силы и уверенности в себе, хотя и не хотите причинить ему вреда. Но вот вопрос - есть ли это плохо?

Вовсе не факт, что унижение кого-то - всегда плохо для его. Вспомните хотя бы стаю волков, в которой один волк просто стелится перед другим, поджимает хвост, и демонстрирует своему вожаку свое подчинения и более низкий перед ним статус. Или же секс: разве женщина не отдается мужчине унижая себя? Причем делает это по своей воле и с радостью. Или наоборот, когда мужчина ухаживает за ней и ласкает ее - здесь тоже есть элементы унижения персонально перед своей избранницей, дабы показать ей свое расположение. Все эти примеры говорят о том, что унижение - не есть всегда плохо.

И именно поэтому и сам смех может быть добрый, когда перед вами унижаются добровольно, из желания вам добра. Так же как и добро сделанное кому-то - выгодно вам самим, также и рассмешить кого-то немного "упав" в его глазах - в результате приносит вам обоим пользу. Добровольно смеясь над собой, люди обычно стремятся возвысить других, например своих друзей и сделать этим приятно. Но это может быть и просто желанием показать свою беззащитность перед вами, и этим продемонстрировать свое к вам дружелюбие и доверие. В этом последнем случае тот, кто смеется перед вами над собой - напоминает человека, поднявшего руки перед вооруженным незнакомцем - он дает другому сигнал - "успокойся - я безопасен для тебя и не причиню тебе вреда. Верь мне".

Смысл юмора

Но в чем же смысл этого "юмористичного" унижения? Почему смех над врагом вызывает радость, а друзья делятся между собою правом посмеяться друг над другом, как какими-то подарками? Зачем нужен смех вообще? Почему мы стремимся к тому, что смешно, зачем нам это?

Дело в том, что знание чужих слабостей делает нас самих сильнее и увереннее в себе. Зная уязвимые места чего-то или кого-то, мы получаем контроль над этим, получаем возможность в случае чего нанести ответный удар или просто проявить произвольный акт агрессии, если нам это понадобится. А показывая свои собственные слабости тем, кто не собирается проявлять к вам агрессию, то есть друзьям - мы скрепляем свои отношения с ними, делаем эти отношения более доверительными и прочными.

По сути, желание посмеяться - это желание найти достоверную информацию о слабости кого-то, в особенности своих врагов. А высмеять - значит разоблачить и показать эту информацию другим. Поэтому совершенно естественно, что получив эту полезную информацию мы чувствуем радость и воодушевление, ведь она повышает наши шансы на выживание и дает нам преимущество над другими. Природа награждает нас радостью за успех в деле поиска чужих изъянов, и наказывает чувством унижения, если мы позволяем врагам увидеть изъяны у себя.

Поэтому-то никто и не испытывет желания посмешить своего собственного врага, унижаясь перед ним. Ведь рассказать о своих слабых местах врагу - равносильно тому, чтобы отдать ему свое собственному оружие и сделаться слабее его.

По всем этим причинам вполне естественно, что природе выгодно заставлять нас с вами вновь и вновь выискивать в других людях и в окружающем нас мире и везде где только можно - слабости, и радоваться им - смеяться над ними. Цель смеха - сила и уверенность в себе.

Сойти с ума

Известно, что когда человек сходит с ума, он начинает смеяться. Причем лишается ума он обычно под прессом какой-то невыносимой боли или несчастья, и тем контрастней на этом фоне выглядит его безудержный смех. Именно эта контрастность не оставляет сомнения - человек свихнулся.

Этот необычный "феномен" психики объясняется тем, что когда на человека сваливается какое-либо большое несчастье, то может случится так, что для него поверить в реальность этого несчастья представится чем-то самоубийственным для самого себя. Человеку кажется, что если он это сделает, то наступит конец света. Для него это все равно что воткнуть себе кинжал в сердце. В такой ситуации его сознание и прибегает к обману самого себя ради собственного выживания. Человек убеждает себя, что он ошибся, что факты неверны, что все это - сон, и так далее.

Для этого ему приходится изобрести какую-то изначально неверную посылку-костыль, чтобы опереться на ее, как на факт. Когда он делает это, то после не заставляют себя ждать и другие "сенсации", которые уже не имеют такого отношения к события ужаснувшим его, но базируются на том же "изобретении". Человек, руководствуясь ими, начинает напоминать умалишенного, хотя на самом деле, его здравый рассудок жив, но спрятался, как голова страуса в песке.

Но это все начинается потом, а вот в этот самый момент, когда он только нашел "опровержение", он чувствует такое громадное облегчение, у него возникает как раз тот самый резкий переход от состояния угрозы к состоянию ее полного отсутствия. Этот переход и вызывает этот безумный приступ смеха на фоне всеобщей печали остальных людей.

Легкая и кратковременная истерика - из того же ряда.

Хохот и гримаса улыбки

Смех - это идеальный звуковой и визуальный сигнал, который служил нашим предкам для привлечения внимания своих сородичей. Обмен иформацией в обществе или стае - вещь полезная сама по себе, обмен или привлечение внимание к "компрометирующей" кого-то информацией полезна тем более. Для этого и служила эта гримаса Улыбки. Например очевидно, что назначение оскала зубов и оттопыривание губ у обезъян - привлечь внимание визуально, так как белые зубы - весьма заметное зрелище.

Ну, а гоготание привлекает звуком и в этом оно схоже с плачем или ревом. При этом рев боли и гогот имеют абсолютно разные аудио текстуры, и я бы сказал, максимально возможные по степени отличия. Ведь рев от боли - это монотонный громкий звук, тогда как гогот - прерывистый, клокочущий.

У наших предков не так были развиты голосовые связки, как у нас, поэтому они не могли создать нечто более сложное, чем простое изменение ритмичности сигнала - он был их единственный и самый надежный способ, чтобы сделать два противоположных по смыслу сигнала столь же разными на слух.

Здесь примечательно то, что эти противоположные по текстуре сигналы были использованы именно для выражения радости и боли, а не чего-то другого. Даже то, что для выражения страдания использован именно вой, а не гоготание, тоже не случано, ведь гогот требует большего напряжения мышц и контроля над телом, которого может не оказаться, когда тебе совсем "не до смеха".

29.10.2003

Copyright (c) 2004, господин Zint
гостевая книга
Используются технологии uCoz