Юмор и Радость
В нашей психологии многие чувства имеют
близкие корни, и в этом случае их структуры
возбуждения сложным образом переплетены друг с другом.
Таковы на мой взгляд и два таких чувства, как юмор и радость.
Ведь чувство юмора в большинстве случаев
возбуждает и чувство радости. Часто, но не всегда.
Например, вы можете понимать, что сами
смешны и комичны, но при этом это не вызовет
у вас ни капли радости, особенно если эту
вашу комичность видят ваши враги.
Нет, радость и смех похожи, но не идентичны.
Просто в определенный момент чувство
юмора подсказывает вам, что что-то является смешным.
Оно играет в человеке скорее
информативную роль, чем мотивирующую и
побуждающую. А вот эта информация, в
зависимости от обстоятельств, приносит или
радость, или боль. Понимание ее может
развеселить нас, а может и наоборот -
расстроить и вызывать в нас чувство
унижения.
Формула Смеха
Унижение в юморе имеет ключевую роль.
Вспомните выражение, что от
великого до смешного - один шаг. И это правда,
потому что человеку смешно именно тогда, когда
он начинает видеть, что нечто
большое и грозное, чего он привык опасаться,
и с чем вынужден был нехотя считаться, оказывается
в итоге каким-то мелким, глупым и совсем не
таким опасным, как ему оказалось - оно
оказывается униженным в его глазах. Не
даром есть очень емкое слово "высмеять",
которое по смыслу близко к слову унизить.
Практически, "высмеять" - означает зло унизить и получить радость
от процесса унижения. Унижение - вот
смысл юмора.
Следуя это логике легко увидеть, что и
степень юмористичности любой ситуации
зависит по сути от трех вещей:
- Первоначальная значительность той вещи,
значение которой вы опускаете
- Уровень, до которого вы ее опускаете
- Скорость и внезапность этого опускания
Можно даже легко составить простую и
четкую "формулу смеха", только вот ее
параметры, как например, уровень
"значительности" - будут очень размыты,
поэтому это не имеет особого смысла.
Унижение
Вы, наверное, скажите, что да - все это
объясняет злой смех, но ведь есть еще и
добрый смех. Как же с ним? Неужели весь смех
это унижение, унижение и унижение? Да,
представьте, это так.
Да, можно смеяться над игрой
маленького котенка или над поступком
своего малыша, и конечно же, при этом не
чувствовать никакой опасности исходящей от
него. Смеяться без желания сделать им вред.
Злой смех или добрый - зависит от того, как
вы унижают и кого. Но в любом случае смеясь,
вы неминуемо забираете от него часть его силы
и уверенности в себе, хотя и не хотите
причинить ему вреда. Но вот вопрос - есть ли
это плохо?
Вовсе не факт, что унижение кого-то -
всегда плохо для его. Вспомните хотя бы стаю
волков, в которой один волк просто стелится
перед другим, поджимает хвост, и
демонстрирует своему вожаку свое
подчинения и более низкий перед ним статус.
Или же секс: разве женщина не отдается
мужчине унижая себя? Причем делает это по
своей воле и с радостью. Или наоборот, когда
мужчина ухаживает за ней и ласкает ее -
здесь тоже есть элементы унижения
персонально перед своей избранницей, дабы
показать ей свое расположение. Все эти
примеры говорят о том, что унижение - не есть
всегда плохо.
И именно поэтому и сам смех может быть
добрый, когда перед вами унижаются
добровольно, из желания вам добра. Так же
как и добро сделанное кому-то - выгодно вам
самим, также и рассмешить кого-то немного
"упав" в его глазах - в результате
приносит вам обоим пользу. Добровольно
смеясь над собой, люди обычно стремятся
возвысить других, например своих друзей и
сделать этим приятно. Но это может быть и
просто желанием показать свою
беззащитность перед вами, и этим
продемонстрировать свое к вам дружелюбие и
доверие. В этом последнем случае тот, кто
смеется перед вами над собой - напоминает
человека, поднявшего руки перед
вооруженным незнакомцем - он дает другому
сигнал - "успокойся - я безопасен для тебя
и не причиню тебе вреда. Верь мне".
Смысл юмора
Но в чем же смысл этого "юмористичного"
унижения? Почему смех над врагом вызывает
радость, а друзья делятся между собою
правом посмеяться друг над другом, как
какими-то подарками? Зачем нужен смех
вообще? Почему мы стремимся к тому, что
смешно, зачем нам это?
Дело в том, что знание чужих слабостей
делает нас самих сильнее и увереннее в себе.
Зная уязвимые места чего-то или кого-то,
мы получаем контроль над этим, получаем
возможность в случае чего нанести ответный
удар или просто проявить произвольный акт
агрессии, если нам это понадобится. А
показывая свои собственные слабости тем,
кто не собирается проявлять к вам агрессию,
то есть друзьям - мы скрепляем свои
отношения с ними, делаем эти отношения более доверительными и
прочными.
По сути, желание посмеяться - это желание
найти достоверную информацию о слабости кого-то, в
особенности своих врагов. А высмеять - значит разоблачить и
показать эту информацию другим.
Поэтому совершенно естественно, что получив эту
полезную информацию мы чувствуем радость
и воодушевление, ведь она повышает наши
шансы на выживание и дает нам преимущество
над другими. Природа награждает нас радостью за успех
в деле поиска чужих изъянов, и наказывает чувством унижения,
если мы позволяем врагам увидеть изъяны у себя.
Поэтому-то никто и не испытывет желания посмешить
своего собственного врага, унижаясь перед ним.
Ведь рассказать о своих слабых местах врагу -
равносильно тому, чтобы отдать ему свое
собственному оружие и сделаться слабее его.
По всем этим причинам вполне естественно,
что природе выгодно заставлять нас с вами
вновь и вновь выискивать в других людях и в
окружающем нас мире и везде где только
можно - слабости, и радоваться им - смеяться над ними.
Цель смеха - сила и уверенность в себе.
Сойти с ума
Известно, что когда человек сходит с ума,
он начинает смеяться. Причем лишается ума
он обычно под прессом какой-то невыносимой
боли или несчастья, и тем контрастней на
этом фоне выглядит его безудержный смех.
Именно эта контрастность не оставляет сомнения - человек свихнулся.
Этот необычный "феномен" психики объясняется
тем, что когда на человека сваливается
какое-либо большое несчастье, то может
случится так, что для него поверить в реальность этого несчастья
представится чем-то самоубийственным для
самого себя. Человеку кажется, что если он
это сделает, то наступит конец света.
Для него это все равно что воткнуть себе кинжал в сердце.
В такой ситуации его сознание и прибегает к обману
самого себя ради собственного выживания.
Человек убеждает себя, что он ошибся, что
факты неверны, что все это - сон, и так далее.
Для этого ему приходится изобрести какую-то изначально неверную
посылку-костыль, чтобы опереться на ее, как на факт.
Когда он делает это, то после не заставляют себя
ждать и другие "сенсации", которые уже
не имеют такого отношения к события
ужаснувшим его, но базируются на том же "изобретении".
Человек, руководствуясь ими, начинает
напоминать умалишенного, хотя на самом деле,
его здравый рассудок жив, но спрятался, как
голова страуса в песке.
Но это все начинается потом, а вот в этот самый
момент, когда он только нашел "опровержение",
он чувствует такое громадное облегчение, у
него возникает как раз тот самый резкий
переход от состояния угрозы к состоянию ее
полного отсутствия. Этот переход и вызывает
этот безумный приступ смеха на фоне
всеобщей печали остальных людей.
Легкая и кратковременная истерика -
из того же ряда.
Хохот и гримаса улыбки
Смех - это идеальный звуковой и визуальный сигнал,
который служил нашим предкам для
привлечения внимания своих сородичей. Обмен иформацией в обществе
или стае - вещь полезная сама по себе,
обмен или привлечение внимание к "компрометирующей" кого-то информацией
полезна тем более. Для этого и служила эта гримаса Улыбки.
Например очевидно, что назначение оскала зубов и оттопыривание губ у обезъян
- привлечь внимание визуально, так как белые зубы - весьма заметное зрелище.
Ну, а гоготание привлекает звуком и в этом оно схоже с плачем
или ревом. При этом рев боли и гогот имеют
абсолютно разные аудио текстуры, и я бы
сказал, максимально возможные по степени
отличия. Ведь рев от боли - это монотонный
громкий звук, тогда как гогот - прерывистый, клокочущий.
У наших предков не так были развиты голосовые связки, как у нас,
поэтому они не могли создать нечто более сложное,
чем простое изменение ритмичности сигнала - он был их единственный и самый
надежный способ, чтобы сделать два противоположных по смыслу сигнала
столь же разными на слух.
Здесь примечательно то, что эти противоположные
по текстуре сигналы были использованы именно для выражения радости и боли,
а не чего-то другого. Даже то, что для выражения страдания использован
именно вой, а не гоготание, тоже не случано, ведь гогот
требует большего напряжения мышц и контроля над телом,
которого может не оказаться, когда тебе совсем "не до смеха".
29.10.2003
|