Rambler's Top100
Главная ОбоМне Заметки Гостевая Zint@yandex.ru

Чувство Красоты

Введение: Чувство красоты. Принцип его работы.

Красота как эмоция

Люди давно спорят, что это такое - Красота, есть ли формула красоты, и что же объединяет красивые вещи. Ответы на эти вопросы очень важны, и теоретически для понимания психики, и практически, так как чувство красоты является одним из главных критериев полового отбора, а следовательно и направления развития вида. А по своему воздействию эо чувство является противоположным отвращению - притягивает к себе, а не отталкивает.

В человеке это Чувство возникает тогда, когда он видит красивое тело или просто лицо дорогого человека, красивую природу, видит красивый поступок или слышит красивый голос, и еще много другое. Восхищение этими вещами можно было бы приписать каким-либо инстинктам, однако мы знаем, что есть и другие вещи такие как: красивый автомобиль, красивая фраза, красивая формула, красивое животное, и так далее. То есть все те вещи, критерии отбора которых природа уж никак не могла создать в нас в виде инстинктов, но однако же мы смотрим на них и восхищаемся ими. Как же природа смогла научить нас оценивать то, что не существовало еще совсем недавно?  Все ли дело в инстинктах или есть что-то еще?

Да, кажется таким очевидным, что в нашей природе есть вещи, оценка которых изначально запрограммирована природой в нас инстинктами заложенными в нас. Например, красота лица, красота голоса или звука. Ведь нам кажется, что никогда не будет считаться красивым иметь желтые и гнилые зубы, иметь "лицо" бульдога, слона или крысы, даже в том случае, если пластическая хирургия достигнет совершенства. Но я уверен, что это ощущение "постоянства" красоты обманчиво, и все гораздо сложнее.

Красота - это эмоция, а не рецептор, и это значит, что ее возбуждение зависит не от того, что мы видим или слышим, а от того, что мы понимаем о предмете. От того, какие ассоциации предмет у нас вызывает, и что он для нас значит. Бессмысленно спорить, какой объект красивее. Бессмысленно искать какие-то постоянные и идеальные критерии красоты, как это часто делают. Потому что их нет, не было, и не может быть. Эти критерии временные и формируются нашим сознанием на основе текущего опыта, того, что мы знаем об самом объекте и его положении в окружающем нас мире. А оно не может быть постоянным по определению, так как мир меняется всегда и везде.

Нетрудно заметить, что вещь абсолютно любого класса может быть красивой или уродливой. Однако так же верно, что есть красивые вещи, а если некрасивые. И часто бывает, что вещь кажется красивой какое-то время, пока не появляется другая вещь, которая как бы затмевает собою предыдущую. А бывает и так, что красивое превращается в уродливое и страшное, или наоборот. Что же объединяет все красивое? Что происходит у нас в сознании в моменты таких "перемен" ?

Критерии Красивого

Давайте разберем сначала очевидные и потому простые примеры естественной красоты в природе: цветы, бабочки, песни птиц. Что общего в них всех? Да, конечно же, они привлекают наше внимание, каждое по своему, и этим они отличаются от остальных вещей. В то же время мы знаем много предметов, которые тоже привлекают не меньшее внимание, однако вызывают скорее отвращение. Например, звук железа по стеклу или обрюзгший толстяк или человек с дурным запахом изо рта. Все это "привлекает" внимание, но не кажется красивым.

Все дело в том, что вещи из первой группы обладают еще одним качеством, которое нет у других предметов - их привлекательность уникальна! Уникальность, базируемая на сложнонсти повторения - это и есть признаки красоты. Таким образом, ощущение красоты - это подсознательное ощущение уникальности объекта. Мы смотрим на вещь, думаем, что в своем классе она уникальна и неповторима, и это понимание вызывает в нас восхищение. Если предмет не уникален или потерял в какой-то момент эту свою уникальность, то вместе с ней он теряет и свою красоту. Красивым может казаться даже червяк. Напрмиер, если вы какой-нибудь ученый зоолог, сознающий уникальные отличия данного червяка от тысячи других, то будете восхищаться им.

Здесь хочу обратить внимание на то, что между ощущением красоты и положительными эмоциями от нее есть разница. Даже Зло может быть красиво и восхищать вас, но при этом, как не странно, быть отвратительным вам. Как например вирус болезни, который не берет никакое лекарство. Он восхищает своей необычной силой и своим поведением, но вы стремитесь его уничтожить.

Красота и Успех

Встает другой вопрос - почему нас привлекает уникальность в вещах? Почему она так таинственно влечет к себе, и почему мы ее так ценим во всем? Зачем стремиться к тому, что сложно получить, не проще ли взять то, что уже есть?

Дело в том, что именно из-за этого своего качества - уникальности, красивые вещи служат отличным гарантами чего-либо, например, социального статуса, так как их сложно подделать и воссоздать. Это как водяные знаки на деньгах и документах - они не имеют никакой ценности сами по себе, но служат подтверждением ценности своего носителя. Или пример с ценными камнями, металлами или произведениями искусства - они все вызывают восхищение и кажутся нам красивыми, и они и правда красивы, но только потому, что уникальны.

Невозможно в здравом уме утверждать, что какой-нибудь натюрморт выполненные маслом на холсте, "лучше" и гениальнее, чем реальные живые продукты, изображенные на нем - никакая копия не может быть точнее оригинала по определению. Но при этом она может быть ценнее, а значит и красивее. И в животном мире, и в мире людей,  эта возможность "гарантировать" очень часто используется - яркие хвосты павлинов и райских птиц, пение птиц, размеры и форма различных органов у самцов и самок, все это служит тому, чтобы показать окружающим, что обладатель сам чем-то уникален и имеет высокий статус, раз смог заполучить это отличие.

Например, если в социуме группы некоторого животного у самок ценится самая светлая, то за самку обладающую самой светлой шерстью будут конкурировать самые сильные самцы, и достанется она соответственно самому сильному. А если светлой самке постоянно достается самый лучший самец, то ее дети 1. унаследует лучшие гены от отца, 2. ее дочерям достанутся опять-таки лучшие самцы. То есть, цвет шерсти становится в группе синонимом силы и успеха. И так до тех пор, пока цвет шерсти не научатся воспроизводить остальные самки, и он потеряет свою уникальность.

Здесь получается как бы замкнутый круг - самцам она кажется самой красивой, потому что гипотетически имеет самые сильные гены, а имеет она их потому, что самая красивая.  Красота служит как бы оберткой чего-то ценного и нужного.

Именно этим циклическим явлением я объясняю различные гипертрофированные органы у животных, когда в погоне за подобными исключительным визуальным знаками, вид какого-либо животного начинает приобретать удивительные и поразительные черты, которые не только не нужны ему для выживания в среде обитания, но и прямо мешают этому. Например, яркий хвост, который выдает своего обладателя хищникам, или громкое пение, которое и выдает и отвлекает внимание "певца".

Вся это погоня животных за тем, чтобы выделиться и быть исключительным, напоминает Моду у людей. Мода тоже не может стоять на месте. Как только Все начинают носить что-то одно, то это "модное" перестает быть таковым. Кроме того, законы рынка таковы, что чем больше производят, тем дешевле становится продукт производства, а это способствует его распространению. Это постоянное "увядание" понятия "модного" приводит и к постоянному же поиску еще большей уникальности и оригинальности, вплоть до абсурда.

Внутренняя Красота

Человек, целенаправленно создающий или исследующий какой-то объект или идею, получает отличный критерий для оценки уникальности этого объекта - чем лучше данный объект достигает поставленную цель, тем уникальней кажется ему этот объект. И в этом случае, уникальность тождественна полезности, а значит ценна сама по себе,  в отличии от внешней красоты, которая служит больше второстепенным сигналом, чем естественному выражению чего-то.

Важность этого факта трудно переоценить, ведь именно способность видеть и отличать красивое решение от некрасивого, плохое от хорошего, позволяет интуитивно находить наилучшие решения каких-то проблем. Более того, это понимание красоты и желание сделать красивее - является одним из мотивов, стимулирующих человека на создание более совершенных вещей, машин, идей и всего, что угодно. А в конечном счете к совершенствованию и эволюции окружающего нас мира. Все это в отличии от Моды, которая крутится как белка в колесе в вечном желании убежать от самой себя.

Вопрос о том, можно ли назвать эту невидимую красоту - настоящей красотой или же чем-то иным - является спорным, однако для меня здсь важен тот факт, что в обоих случаях задействована одна эмоция и таким образом она служит сразу двум разным целям: 1. внешней маркировкой качества объекта, 2. стимулом к совершенствованию вещей.

Второе предназначение более сложное, и возможно в эволюции человеческой психики уже начался процесс расщепления этой эмоции на две разных.

Напоследок скажу, что для меня ясно одно: красота и сила близки друг к другу настолько, насколько обертка конфетки близка к своему фантику. Красота - это сила.

23.09.2003

Copyright (c) 2004, господин Zint
гостевая книга
Используются технологии uCoz