Красота как эмоция
Люди давно спорят, что это такое - Красота,
есть ли формула красоты, и что же объединяет
красивые вещи. Ответы на эти вопросы очень
важны, и теоретически для понимания психики,
и практически, так как чувство красоты является
одним из главных критериев полового отбора,
а следовательно и направления развития вида.
А по своему воздействию эо чувство является
противоположным отвращению - притягивает к
себе, а не отталкивает.
В человеке это Чувство возникает тогда,
когда он видит красивое тело или просто
лицо дорогого человека, красивую природу,
видит красивый поступок или слышит
красивый голос, и еще много другое.
Восхищение этими вещами можно было бы
приписать каким-либо инстинктам, однако мы
знаем, что есть и другие вещи такие как:
красивый автомобиль, красивая фраза,
красивая формула, красивое животное, и так
далее. То есть все те вещи, критерии отбора
которых природа уж никак не могла создать в
нас в виде инстинктов, но однако же мы
смотрим на них и восхищаемся ими. Как же
природа смогла научить нас оценивать то,
что не существовало еще совсем недавно?
Все ли дело в инстинктах или есть что-то еще?
Да, кажется таким очевидным, что в нашей
природе есть вещи, оценка которых
изначально запрограммирована природой в
нас инстинктами заложенными в нас. Например,
красота лица, красота голоса или звука. Ведь
нам кажется, что никогда не будет считаться
красивым иметь желтые и гнилые зубы, иметь
"лицо" бульдога, слона или крысы, даже в
том случае, если пластическая хирургия
достигнет совершенства. Но я уверен, что это
ощущение "постоянства" красоты
обманчиво, и все гораздо сложнее.
Красота - это эмоция, а не рецептор, и это
значит, что ее возбуждение зависит не от
того, что мы видим или слышим, а от того,
что мы понимаем о предмете. От того,
какие ассоциации предмет у нас вызывает, и
что он для нас значит. Бессмысленно спорить,
какой объект красивее. Бессмысленно искать
какие-то постоянные и идеальные
критерии красоты, как это часто делают.
Потому что их нет, не было, и не может быть.
Эти критерии временные и формируются нашим
сознанием на основе текущего опыта, того,
что мы знаем об самом объекте и его
положении в окружающем нас мире. А оно не
может быть постоянным по определению, так
как мир меняется всегда и везде.
Нетрудно заметить, что вещь абсолютно любого
класса может быть красивой или уродливой.
Однако так же верно, что есть красивые вещи,
а если некрасивые. И часто бывает, что вещь
кажется красивой какое-то время, пока не
появляется другая вещь, которая как бы
затмевает собою предыдущую. А бывает и так,
что красивое превращается в уродливое и
страшное, или наоборот. Что же объединяет
все красивое? Что происходит у нас в
сознании в моменты таких "перемен" ?
Критерии Красивого
Давайте разберем сначала очевидные и
потому простые примеры естественной
красоты в природе: цветы, бабочки, песни
птиц. Что общего в них всех? Да, конечно же,
они привлекают наше внимание, каждое по
своему, и этим они отличаются от остальных
вещей. В то же время мы знаем много
предметов, которые тоже привлекают не
меньшее внимание, однако вызывают скорее
отвращение. Например, звук железа по стеклу
или обрюзгший толстяк или человек с дурным
запахом изо рта. Все это "привлекает"
внимание, но не кажется красивым.
Все дело в том, что вещи из первой группы
обладают еще одним качеством, которое нет у
других предметов - их привлекательность
уникальна! Уникальность, базируемая на сложнонсти повторения -
это и есть признаки красоты. Таким образом,
ощущение красоты - это подсознательное
ощущение уникальности объекта. Мы смотрим
на вещь, думаем, что в своем классе она
уникальна и неповторима, и это понимание вызывает в
нас восхищение. Если предмет не уникален
или потерял в какой-то момент эту свою
уникальность, то вместе с ней он теряет и
свою красоту. Красивым может казаться даже
червяк. Напрмиер, если вы какой-нибудь ученый зоолог, сознающий
уникальные отличия данного червяка от тысячи других, то
будете восхищаться им.
Здесь хочу обратить внимание на то, что
между ощущением красоты и положительными
эмоциями от нее есть разница. Даже Зло может
быть красиво и восхищать вас, но при этом,
как не странно, быть отвратительным вам. Как
например вирус болезни, который не берет
никакое лекарство. Он восхищает своей
необычной силой и своим поведением, но вы
стремитесь его уничтожить.
Красота и Успех
Встает другой вопрос - почему нас
привлекает уникальность в вещах? Почему она
так таинственно влечет к себе, и почему мы
ее так ценим во всем? Зачем стремиться к
тому, что сложно получить, не проще ли взять
то, что уже есть?
Дело в том, что именно из-за этого своего
качества - уникальности, красивые вещи
служат отличным гарантами чего-либо,
например, социального статуса, так как их
сложно подделать и воссоздать. Это как
водяные знаки на деньгах и документах - они
не имеют никакой ценности сами по себе, но
служат подтверждением ценности своего
носителя. Или пример с ценными камнями,
металлами или произведениями искусства -
они все вызывают восхищение и кажутся нам
красивыми, и они и правда красивы, но только
потому, что уникальны.
Невозможно в здравом уме утверждать, что
какой-нибудь натюрморт выполненные маслом
на холсте, "лучше" и гениальнее, чем
реальные живые продукты, изображенные на
нем - никакая копия не может быть точнее
оригинала по определению. Но при этом она
может быть ценнее, а значит и красивее. И в
животном мире, и в мире людей, эта
возможность "гарантировать" очень
часто используется - яркие хвосты павлинов
и райских птиц, пение птиц, размеры и форма
различных органов у самцов и самок, все это
служит тому, чтобы показать окружающим, что
обладатель сам чем-то уникален и имеет
высокий статус, раз смог заполучить это
отличие.
Например, если в социуме группы
некоторого животного у самок ценится самая
светлая, то за самку обладающую самой
светлой шерстью будут конкурировать самые
сильные самцы, и достанется она
соответственно самому сильному. А если
светлой самке постоянно достается самый
лучший самец, то ее дети 1. унаследует лучшие
гены от отца, 2. ее дочерям достанутся опять-таки
лучшие самцы. То есть, цвет шерсти становится в
группе синонимом силы и успеха. И так до тех
пор, пока цвет шерсти не научатся
воспроизводить остальные самки, и он
потеряет свою уникальность.
Здесь получается как бы замкнутый круг -
самцам она кажется самой красивой, потому
что гипотетически имеет самые сильные гены,
а имеет она их потому, что самая красивая.
Красота служит как бы оберткой чего-то
ценного и нужного.
Именно этим циклическим явлением я
объясняю различные гипертрофированные органы
у животных, когда в погоне за подобными
исключительным визуальным знаками, вид
какого-либо животного начинает приобретать
удивительные и поразительные черты,
которые не только не нужны ему для
выживания в среде обитания, но и прямо
мешают этому. Например, яркий хвост, который
выдает своего обладателя хищникам, или
громкое пение, которое и выдает и отвлекает
внимание "певца".
Вся это погоня животных за тем, чтобы
выделиться и быть исключительным,
напоминает Моду у людей. Мода тоже не может
стоять на месте. Как только Все начинают
носить что-то одно, то это "модное"
перестает быть таковым. Кроме того, законы
рынка таковы, что чем больше производят, тем
дешевле становится продукт производства, а
это способствует его распространению. Это
постоянное "увядание" понятия "модного"
приводит и к постоянному же поиску еще
большей уникальности и оригинальности,
вплоть до абсурда.
Внутренняя Красота
Человек, целенаправленно создающий или
исследующий какой-то объект или идею,
получает отличный критерий для оценки
уникальности этого объекта - чем лучше
данный объект достигает поставленную цель,
тем уникальней кажется ему этот объект. И в
этом случае, уникальность тождественна
полезности, а значит ценна сама по себе,
в отличии от внешней красоты, которая
служит больше второстепенным сигналом, чем
естественному выражению чего-то.
Важность этого факта трудно переоценить,
ведь именно способность видеть и отличать
красивое решение от некрасивого, плохое от
хорошего, позволяет интуитивно находить
наилучшие решения каких-то проблем. Более
того, это понимание красоты и желание
сделать красивее - является одним из
мотивов, стимулирующих человека на
создание более совершенных вещей, машин,
идей и всего, что угодно. А в конечном счете
к совершенствованию и эволюции окружающего
нас мира. Все это в отличии от Моды, которая
крутится как белка в колесе в вечном
желании убежать от самой себя.
Вопрос о том, можно ли назвать эту
невидимую красоту - настоящей красотой или же
чем-то иным - является спорным, однако для меня
здсь важен тот факт, что в обоих случаях
задействована одна эмоция и таким
образом она служит сразу двум разным целям:
1. внешней маркировкой качества объекта, 2.
стимулом к совершенствованию вещей.
Второе предназначение более сложное, и
возможно в эволюции человеческой психики
уже начался процесс расщепления этой
эмоции на две разных.
Напоследок скажу, что для меня ясно одно:
красота и сила близки друг к другу
настолько, насколько обертка конфетки
близка к своему фантику. Красота - это сила.
23.09.2003
|